Home

Advertisement

Wascingtinem esse delendam! - Привет из счастливого советского детства. [entries|archive|friends|userinfo]
zhur_zhal

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Привет из счастливого советского детства. [Apr. 15th, 2009|07:17 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
Умер Морис Дрюон. Не знаю, как для кого, а для меня это сродни фразам - "умер Александр Дюма" или "умер Вальтер Скотт". Я, конечно, и в детстве знал, что Дрюон - писатель 20го века, что он, возможно, даже мой современник, но - всё равно к нему было отношение как к классику. И вот он умер, один из самых любимых писателей моего детства. Робер Артуа, Железный Король Филипп Красивый, рыцарь Гийом Ногарэ, последний тамплиер Жак Малэ, авиньонское пленение пап, у власти пока ещё Капетинги, Валуа и Бурбоны - только ветви правящей династии, кузены королей, не более, ведь всё ещё впереди, у Дюма - и религиозные войны, и Генрихи третий-четвертый, и последние Людовики, и кардиналы Ришелье и Мазарини, и несчастливая королева Марго, и Шико, и, конечно же, Д'Артаньян со своими друзьями. Всё это - лет через 250-350 "исторических" и - практически одновременно - во времена моего "книжного" юношества и детства. Книги в те времена читались не тогда, когда скачивались из интернета, а - тогда, когда попадались под руку. Но, если Дюма я читал, как придётся, совершенно не задумываясь о хронологии, то "Проклятые короли" Дрюона - строго по очереди, от первой до последней, кажется, с единственным исключением из сего ряда. Ибо самой первой в руки мне попалась "Негоже лилиям прясть", может, именно поэтому мой любимый герой этого цикла - не очень везучий король Филипп Пятый. И до сих пор, класса с седьмого, я помню о саллическом праве древних франков, полноправном герое этого произведения.

Сейчас, в эти дни, можно прочитать много интересно. Например, оказывается, что книги Дрюона можно было купить, исключительно простояв предварительно многочасовые очереди в пунктах приема макулатуры. Так и рисуется вся страна, замершая в очередях сдачи/приема макулатуры. На самом деле это, конечно, вранье. Просто книги в магазинах стоили тогда буквально копейки, и поэтому, несмотря на многосоттысячные и даже миллионные тиражи, не любую книгу можно было купить в Москве, Одессе или Киеве. А вот в каком-нидь Крыжополе - запросто. Ибо там просто спрос был поменьше. Впрочем, практически любую изданную в Союзе книгу всегда можно было приобрести. Как минимум - на черном рынке или в букинистическом магазине (были ещё и такие магазины - "обмен книг", сейчас таких уж точно нет:))). Если кто скажет, что, мол, на черном рынке - дорого, ответ простой - а что, сейчас хорошие книги - дешевы? Раньше хорошие книги можно было по недорогой цене приобрести по подписке, за ту же макулатуру, съездив в деревню, через знакомых, просто при определенной толике везения, наконец. Сейчас же ВСЕ книги дороги. Так что - мне кажется, сравнение тут далеко не в пользу нынешних времен. Да и тиражи говорят сами за себя.

Да и... Много ли нынешней молодёжи не то чтобы читали, а вообще - хотя бы слышали о Дрюоне? Тут вот недавно обсуждали идиотский индийский фильм про телевикторину. Там в финале задали совершенно идиотский как для советского человека вопрос - как звали третьего мушкетера. Для Индии такой вопрос, очевидно, нормален (в смысле - достаточно сложен). Для какой-нить Америки, скорее всего - аналогично. Судя по "репликам из зала" во время обсуждения, я понял, что этот вопрос уже сложен и для многих сегодняшних наших соотечественников. В Союзе же на него ответил бы любой школьник.

Такие вот мысли.

Покойся с миром, любимый писатель детства, герой Французского Сопротивления, россиянин по отцу и просто Гражданин Мира.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]sandra_nova
2009-04-15 05:38 pm (UTC)

(Link)

Спасибо за прекрасную запись. Я тоже очень люблю Дрюона.
Мир его праху.
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 06:34 pm (UTC)

(Link)

Да не за что. Мир праху, конечно. Великий был человек.
[User Picture]From: [info]sirjones
2009-04-15 06:13 pm (UTC)

Эх, молодо-зелено:)))

(Link)

Например, оказывается, что книги Дрюона можно было купить, исключительно простояв предварительно многочасовые очереди в пунктах приема макулатуры.
-- И стояли. В Смоленске, на макулатуру давали "Две Дианы", Дюма, какую-то херо про Мегрэ, "На Западном фронте без перемен"/"Три товарища" Ремарка. Дрюона близко не было.

Так и рисуется вся страна, замершая в очередях сдачи/приема макулатуры.
-- Хех, камрад, ты бы видел очереди на розыгрыш права купить подписное издание Пикуля в 4-х томах.
А вот в каком-нидь Крыжополе - запросто.
-- Реальные вещи везли из Средней Азии. Там местные издательства издавали много дефицита, а русскоязычные книги и книги вообще нах никому нужны не были.
Впрочем, практически любую изданную в Союзе книгу всегда можно было приобрести. Как минимум - на черном рынке или в букинистическом магазине (были ещё и такие магазины - "обмен книг", сейчас таких уж точно нет:))).
-- Нужно было, чтобы в обменном бука была нужная тебе книга и чтобы ее хотели поменять на то, что у тебя.
А Дрюон был нереальным и чудовищно понтовым дефицитом.
[User Picture]From: [info]grey_croco
2009-04-15 06:22 pm (UTC)

Re: Эх, молодо-зелено:)))

(Link)

У нас под боком была Молдавия с ее издательством, так что с литературой было полегче :)
А у меня довольно много книг на макулатуру обменяно было. Павда, многочасовых очередей в пункты приема не припоминаю.
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 06:32 pm (UTC)

Вот!

(Link)

И я о том же! Были и талончики на макулатуру, были и поездки в Молдавию "за книгами", все было. Но - никакой ужасной безнадеги как раз не было.
[User Picture]From: [info]alexusid
2009-04-15 06:46 pm (UTC)

(Link)

"Картя Молдавеняска" - наше всё.

Да, я пару раз отоваривал талоны. Свободно.

[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 07:53 pm (UTC)

(Link)

Ещё была "Лумина". Тоже кишиневское издательство.
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 06:29 pm (UTC)

Постарше тебя буду:)).

(Link)

Покупали и за макулатурные талончики, никто не спорит. Но вот в Среднюю Азию ездить - это уж чересчур. Пару часов на дизеле - Тирасполь, Бендеры, Кишинев.

П.С. Ну не был он "нереальным и чудовищно понтовым дефицитом". Ну я же как-то за пару лет все шесть книг (седьмая вышла чуть позже) прочитал, верно?:))

В крайнем случае, том Дрюона из двух частей серии (1,2), (3,4), (5,6) можно было приобрести рублей за 10 на черном рынке. Дороговато, конечно, но - вполне доступно.
[User Picture]From: [info]thaere
2009-04-15 10:38 pm (UTC)

(Link)

...а сейчас книги сколько-либо ценные, но не из подарочных серий, стоят 300-500р., что примерно соответствует трём рублям советским. Более тонкие - 100-200.
Плюс наличие таки букинистических и обменов книг, где те же самые советские издания таки стоят до 50 р.
За те же 500 р я мешок книг набирал. В прошлом августе и ноябре. В Питере.
Брэдбери того же советского за тот же полтинник находил... да много чего. Включая одну, кажется, натуральную дореволюционную книгу. Хотя не знаю, может и подпольный репринт...
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-19 01:33 am (UTC)

Книга - 500 р?

(Link)

Это, грубо говоря - 100 гривен (сейчас - 120-130).

Средняя зарплата на Украине - тыщи 2-3 (до кризиса беру все цены).

При Союзе - рублей 150-200.

Вот и сравните. 10 рублей тогда - это _очень_ дорого, на подарок, или - если уж очень не можется:)).

А сейчас приведенные Вами цены - в порядке вещей.

П.С. у меня куча купленных при Союзе книг - за 1.50 - 3.00, и это - научные книги, Кузищев какой-нить, Маяк... Щас такие книги - раза в три дороже самой дорогой беллетристики стоят...
[User Picture]From: [info]thaere
2009-04-19 07:42 am (UTC)

хм, на Украине если...

(Link)

да, тут неравновесие довольно сильно изменилось.
В Москве норм. зарплата всё же именно 15 тыс. (500 долларов до кризиса, сейчас 500 долларов тоже есть много у кого. То есть примерно расчёт идёт на те же 150 р.)

Вот у меня фактически вся беллетристика, какая есть, меньше 2р не стоила точно.
Научную литературу надо посмотреть, впрочем, да.

Хотя она сейчас стоит всё же меньше, чем подарочные издания, или литература, купленная на Западе...
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-19 10:01 am (UTC)

Да нет никакого неравновесия.

(Link)

В Москве - 500 баксов, в Одессе - 300. Разница - копеечная, особенно, учитывая, что Москва - столица 1/6 суши, а Одесса - даже не столица Украины:)).

Сравнить Одессу с Ростовом каким-нить - так у нас и получше будет.

Грубо говоря:

1. Есть Москва и Питер.
2. Есть Киев.
3. Есть Екатеринбург, Ростов и Одесса с
Днепропетровском.
[User Picture]From: [info]grey_croco
2009-04-15 06:17 pm (UTC)

(Link)

RIP.

Плюс он к тому же был министром культуры Франции и постоянным серетарем Французской академии в течении 14 лет.
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 06:30 pm (UTC)

(Link)

Да, я в курсе. Просто посчитал, что это тут как бы ни к чему.
[User Picture]From: [info]ylucc
2009-04-15 06:52 pm (UTC)

(Link)

как жаль! ясно было, что рано или поздно это произойдет, но все равно невыразимо грустно :(.
пропиарю ваш пост - он полностью выражает мои чувства.
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 07:50 pm (UTC)

(Link)

А вот мне не то, чтобы жаль (это, конечно, тоже)... все там будем, но - как-то странно, что ли. То есть - если бы меня спросили, я бы поднапрягся и вспомнил, конечно, что ему там недавно что-то вручали и пр., но все равно - странно как-то. Как-будто умер человек, который уже в детстве был классиком из школьного курса литературы.
[User Picture]From: [info]ylucc
2009-04-15 07:55 pm (UTC)

(Link)

ага, когда я пару лет назад узнал, что он жив, то страшно удивился :). но постепенно привык к этой мысли, и так хотелось, чтобы он пожил подольше...
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 08:10 pm (UTC)

(Link)

Да вот тоже я как-то мельком это слышал, но... Одно дело, когда кому-то что-то вручают, и совсем другое дело, когда этот человек - умирает.

Появляется какое-то странное ощущение... Ну, как-будто ты сам - ровесник того же Сопротивления, например. Сумбурно, но - где-то что-то сродни этому.
[User Picture]From: [info]ylucc
2009-04-15 08:16 pm (UTC)

(Link)

история становится историей, когда уходят последние очевидцы. и вот он ушел... через пару лет никого из участников Сопротивления не останется в живых :(.
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-19 01:35 am (UTC)

Все там будем, да.

(Link)

Пусть прах их покоится с миром.

[User Picture]From: [info]mit_ra
2009-04-15 07:03 pm (UTC)

(Link)

Я школьницей знакомилась со средневековой Францией, читая "Проклятых королей" - и невероятно интересно, и красочно, и жутко...
Спасибо за пост!
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 07:51 pm (UTC)

(Link)

Это да. Наряду с Дюма и Гюго - самый главный источник знания об истории и жизни Франции тех веков.
[User Picture]From: [info]ylucc
2009-04-15 07:55 pm (UTC)

(Link)

и самый точный :).
[User Picture]From: [info]mit_ra
2009-04-15 08:01 pm (UTC)

Опередили с комментом :)

(Link)

Именно! :)
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 08:06 pm (UTC)

(Link)

Это да. Помню шутку тех времен: Дюма - лучший историк среди писателей, Дрюон - лучший писатель среди историков. Ведь умудрялся почти ни в чем не уклоняться от исторической правды и при этом - так увлекательно писать!
[User Picture]From: [info]mit_ra
2009-04-15 08:00 pm (UTC)

(Link)

Дюма я с точки зрения точной историчности и объективности мало доверяла; например, мне нравился кардинал Ришелье, а еще я по юности считала непатриотичной эпопею с подвесками :) Гюго - чистой воды романтик. А Дрюону я почему-то безоговорочно верила.
[User Picture]From: [info]ylucc
2009-04-15 08:11 pm (UTC)

(Link)

правильно верили: все примерно так и было, если верить историкам :).
всегда недоумевал, зачем нужны школьные учебники истории, если есть такие прекрасные романы. ну что мы помним из учебников? а персонажи Дрюона и события не выходят из памяти годами.
[User Picture]From: [info]mit_ra
2009-04-15 08:15 pm (UTC)

(Link)

Да, прекраснейший учебник истории - такой вот цикл увлекательнейших исторических романов.
[User Picture]From: [info]zhur_zhal
2009-04-15 08:12 pm (UTC)

(Link)

Ну, это - конечно. Чтоб не повторяться:

http://zhur-zhal.livejournal.com/182157.html?thread=3754893#t3754893
From: [info]librralizry
2009-07-16 03:20 pm (UTC)

(Link)

Журнальчик прикольный у вас, можно было бы уже и на собственный домен перебираться

Advertisement